Gottfried Bammes Books
Готтфрид Баммес
Образ человека

5.
Нижние конечности

5.1
Нижние конечности

С помощью основного измерения или масштаба, называемого модулем, мы получаем самые различные размеры длины, ширины и глубины тела (лат. modulus = стандартный размер). Под пропорциями мы понимаем отношение частей к себе самим и непосредственно к единому целому (принцип золотого сечения). Различия относятся к величине, силе, значению и действию. Искомое сравнение правил и закономерностей пропорций называется канон.

 

 

5.2
Нижние конечности

Практические цели науки о пропорциях предлагают два опыта измерения:

а) исходя из целого, приступить к его делению (рис. 88). Возникшие из этого деления части можно сравнить друг с другом и с целым. Так можно найти центр фигуры, который получается из деления пополам верхней и нижней длины, и отсюда другие части (четверти тела). Эти отрезки сравниваются, а затем устанавливаются их соотношения между собой (отсюда опыт аналогии или параллельности). Этим опытом пользовались античные художники, в том числе и Леонардо;

б) исходя из части как точной меры, прийти к определению целого через умножение (рис. 86).

Пример: величина фигуры получается из сложения или умножения основной меры (модуля) ступня – щиколотка.

Такой метод, который с самого начала конструктивно четко устанавливает объективную общую длину, применяли египтяне. По причине, которую мы называли в кругу проблем пропорция – статика – динамика, мы предпочитаем использовать опыт Леонардо и античных художников. Деление человеческого тела происходит не произвольно, а находится во взаимодействии с функциями и формами фигуры. Именно здесь мы находим точки отсчета, оценивая произведения художников античности и эпохи Возрождения (рис. 88), так как функция искусства в эти периоды была другой, чем у египтян или в эпоху средневековья.

Классическое искусство, в отличие от искусства Древнего Египта – с его строго-жесткими пропорциями квадратных сеток – уделяет особое внимание методу Леонардо. Греки создали пространство или инсценировали объем. Потому они совсем не могли придерживаться египетских соотношений меры. Они рассчитали колоссальные статуи, глядя с высоты больших колоколен, и поэтому Фидий удлинил верхнюю часть туловища своей Афины. Таким образом, греки сознательно применяли учение о пропорции изменяли соотношение мер в соответствии со своими требованиями. Поликлет применил в своей скульптуре «Копьеносец» канон, который дал возможность соединить органическое деление фигуры с естественным движением и духовным миром (рис. 87). Эти деления тела дали возможность сравнить их друг с другом и по отношению к целому.

Поиски пропорций Дюрера граничат с фанатизмом. Глубокомысленно, с основательностью, не имеющей себе равных, он на протяжении 28 лет неустанно работает над решением задачи о пропорциях человеческого тела; красоту ведь необходимо доказать.