Gottfried Bammes Books
Готтфрид Баммес
Образ человека

3.
Основы статики и динамики в фигуре человека

3.1
Метод измерения и исторические импульсы

Пример: величина фигуры получается из сложения или умножения основной меры (модуля) ступня – щиколотка.

Такой метод, который с самого начала конструктивно четко устанавливает объективную общую длину, применяли египтяне. По причине, которую мы называли в кругу проблем пропорция – статика – динамика, мы предпочитаем использовать опыт Леонардо и античных художников. Деление человеческого тела происходит не произвольно, а находится во взаимодействии с функциями и формами фигуры. Именно здесь мы находим точки отсчета, оценивая произведения художников античности и эпохи Возрождения  (рис. 88), так как функция искусства в эти периоды была другой, чем у египтян или в эпоху средневековья.

Классическое искусство, в отличие от искусства Древнего Египта – с его строго-жесткими пропорциями квадратных сеток – уделяет особое внимание методу Леонардо. Греки создали пространство или инсценировали объем. Потому они совсем не могли придерживаться египетских соотношений меры. Они рассчитали колоссальные статуи, глядя с высоты больших колоколен, и поэтому Фидий удлинил верхнюю часть туловища своей Афины. Таким образом, греки сознательно применяли учение о пропорции изменяли соотношение мер в соответствии со своими требованиями. Поликлет применил в своей скульптуре «Копьеносец» канон, который дал возможность соединить органическое деление фигуры с естественным движением и духовным миром  (рис. 87). Эти деления тела дали возможность сравнить их друг с другом и по отношению к целому.

Пропорции египетской фигуры  в координатной сетке. Неподвижная констатация телесных пропорций явилась результатом упрощения основного размера, например, расстояние ступня – щиколотка, из чего могут быть получены и расстояния квадратов координатной сетки и множество точек измерения.

Поиски пропорций Дюрера граничат с фанатизмом. Глубокомысленно, с основательностью, не имеющей себе равных, он на протяжении 28 лет неустанно работает над решением задачи о пропорциях человеческого тела; красоту ведь необходимо доказать.